Выбор поставщика оборудования

11 Июн

Этот материал для тех, кому интересны различные методы выбора поставщика оборудования. Рано или поздно этот вопрос встает у каждого руководителя производства. Как вы уже понимаете я, в общем-то, нахожусь с другой стороны этой “баррикады” – ведь я занимаюсь поставками. Но меня этот вопрос также интересует. К тому же, информационная свобода и некоммерческая направленность этого блога (а я к этому искренне стремлюсь) развязывает мне язык и позволяет делать ужасную, по нашим временам, вещь – писать, что вздумается. Но шутки в сторону – начнем.

Итак, в чем же основные проблемы закупок? Думаю, самое неприятное – разрыв между основными участниками процесса, а именно: теми, кто составляет техническое задание и теми, кто в итоге организовывает процесс и принимает решение. Инженеры желают видеть в цехе как можно более качественное оборудование, да еще с установкой и обучением. Экономисты и руководители же хотят меньше платить при неизменном уровне эффективности производства. Эта упрощенная схема, так или иначе, действует на предприятиях практически любого размера и капиталоемкости.

Чтобы подружить эти два лагеря, нужно предпринять ряд действий. Тактику, изложенную ниже, можно применять для организации как официальных, так и неофициальных тендеров. Важны подход, открытость и унифицированность.

Во-первых, нужно собрать команду. В составе должны, как минимум, присутствовать: руководитель, инженер и экономист. Именно эта группа должна дать старт процессу закупки. Особенно это важно, когда приобретается не конкретный станок, а технология. На этом этапе, нужно определиться с составом оборудования, предварительно просчитать затраты, сырье, окупаемость, оценить рынок сбыта и проч. Основной момент: группа представителей организации-заказчика должна придти к общему знаменателю и хорошо представлять аспекты будущей технологии. Особо важные моменты: количество (темп производства) и стоимость производства одной единицы продукции.

Затем необходимо наметить круг поставщиков и пообщаться с ними. Да, конечно, есть масса литературы по станкам и станочным системам. Но сейчас все очень быстро меняется и справочники 80х, 90х и даже 2000х годов не вполне актуальны. И в самой сильный информационный голод – в сфере листообработки и обработки рулонной стали. С уверенностью могу утверждать, что по листогибам с поворотной балкой, линиям резки с универсальным и автоматическими слиттерами, профилирующим станциям вы не найдете ровным счетом ничего! Поиск в интернете позволит собрать разве что рекламный материал. Думаю, вы это и так знаете. Поэтому на основании технического минимума, который получится выудить из рекламных проспектов нужно выбрать нескольких поставщиков и затем поговорить с представителями. Причем, звать на переговоры нужно компетентных менеджеров поставщика. Разговор с рядовыми менеджерами пользы не принесет. Как правило, у нормального поставщика есть знающие люди – вот их и приглашайте. Поверьте, продавец с опытом никогда не станет вам втюхивать ненужные вещи. Положительный и отрицательный опыт поставок дает инженеру-продажнику осознание последствий любой неправды и недосказанности. Основная цель таких переговоров – уточнение реальных технических возможностей оборудования. В итоге, вы должны составить список необходимых станков, который будет отражать не и ваши желания, и реальную ситуацию.

И, наконец, выбор поставщика можно сделать на основании расчетов. Для этого определитесь с критериями расчета, присвойте каждому критерию коэффициент весомости, сведите все данные в таблицу – и все.

Например, установим следующие критерии выбора оборудования:

  1. цена
  2. срок поставки
  3. условия оплаты
  4. гарантия
  5. стоимость ТО (в год)

Критерии, как вы понимаете, могут быть любыми.

Затем, присвоим коэффициенты весомости. Обратите внимание, сумма коэффициентов должна быть равна 1.

  1. цена – 0,35 (наибольший приоритет*)
  2. срок поставки – 0,25
  3. условия оплаты – 0,25
  4. гарантия – 0,10
  5. стоимость ТО в год – 0,05 (наименьший приоритет)

Проверим: 0,35+0,25+0,25+0,10+0,05=1 (значит, все верно)

* коэффициент наибольшего приоритета не должен быть близок к 50%, иначе он будет слишком сильно влиять на результат.

Затем сведем полученные от участников данные в таблицу:

Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник 4 Участник 5
цена 12000 12500 11000 13000 11500
срок поставки 12 13 10 9 10
условия оплаты 50/50 40/60 50/50 30/70 50/50
гарантия 12 18 12 24 18
стоимость ТО (в год) 1 1,2 0,9 1,2 1

 

Вычислим баллы для каждого претендента по формуле:

1-(Хфакт – Хлучш)/ Хлучш

Где Хфакт – предложение участника, Хлучш – лучшее предложение. Выражение факт – Хлучш)=∆Х, то есть берется по модулю

Получим:

Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник 4 Участник 5
цена 0,9091 0,8636 1,000 0,8182 0,9545
срок поставки 0,6667 0,5556 0,8889 1,000 0,8889
условия оплаты 0,3333 0,6667 0,3333 1,000 0,3333
гарантия 0,5000 0,7500 0,5000 1,000 0,7500
стоимость ТО (в год) 0,8889 0,6667 1,000 0,6667 0,8889

И, наконец, умножим баллы на заявленные прежде коэффициенты весомости критериев.

Например, в ячейке цена/участник 1 считаем: 0,9091 х 0,35 = 0,3182

В итоге получим:

Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник4 Участник 5
цена 0,3182 0,3023 0,3500 0,2864 0,3341
срок поставки 0,1667 0,1389 0,2222 0,2500 0,2222
условия оплаты 0,0833 0,1667 0,0833 0,2500 0,0833
гарантия 0,0500 0,0750 0,0500 0,1000 0,0750
стоимость ТО (в год) 0,0444 0,0333 0,0500 0,0333 0,0444
ИТОГО 0,6626 0,7162 0,7556 0,9197 0,7591

Победитель – Участник 4! Не так уж и сложно все, не так ли?

Такой способ выявления победителя нагляден, обоснован, не предвзят, лишен личностного отношения и может быть проверен в любой момент. Цифры не врут и мне это нравится в данном случае.

Удачных вам закупок.

При подготовке информации я использовал:   1. Лещинский Ю.А., Статья “Правила проведения тендеров и прямых закупок”, журнал «Станочный Парк», №11(120) 2014г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.