Этот материал для тех, кому интересны различные методы выбора поставщика оборудования. Рано или поздно этот вопрос встает у каждого руководителя производства. Как вы уже понимаете я, в общем-то, нахожусь с другой стороны этой “баррикады” – ведь я занимаюсь поставками. Но меня этот вопрос также интересует. К тому же, информационная свобода и некоммерческая направленность этого блога (а я к этому искренне стремлюсь) развязывает мне язык и позволяет делать ужасную, по нашим временам, вещь – писать, что вздумается. Но шутки в сторону – начнем.
Итак, в чем же основные проблемы закупок? Думаю, самое неприятное – разрыв между основными участниками процесса, а именно: теми, кто составляет техническое задание и теми, кто в итоге организовывает процесс и принимает решение. Инженеры желают видеть в цехе как можно более качественное оборудование, да еще с установкой и обучением. Экономисты и руководители же хотят меньше платить при неизменном уровне эффективности производства. Эта упрощенная схема, так или иначе, действует на предприятиях практически любого размера и капиталоемкости.
Чтобы подружить эти два лагеря, нужно предпринять ряд действий. Тактику, изложенную ниже, можно применять для организации как официальных, так и неофициальных тендеров. Важны подход, открытость и унифицированность.
Во-первых, нужно собрать команду. В составе должны, как минимум, присутствовать: руководитель, инженер и экономист. Именно эта группа должна дать старт процессу закупки. Особенно это важно, когда приобретается не конкретный станок, а технология. На этом этапе, нужно определиться с составом оборудования, предварительно просчитать затраты, сырье, окупаемость, оценить рынок сбыта и проч. Основной момент: группа представителей организации-заказчика должна придти к общему знаменателю и хорошо представлять аспекты будущей технологии. Особо важные моменты: количество (темп производства) и стоимость производства одной единицы продукции.
Затем необходимо наметить круг поставщиков и пообщаться с ними. Да, конечно, есть масса литературы по станкам и станочным системам. Но сейчас все очень быстро меняется и справочники 80х, 90х и даже 2000х годов не вполне актуальны. И в самой сильный информационный голод – в сфере листообработки и обработки рулонной стали. С уверенностью могу утверждать, что по листогибам с поворотной балкой, линиям резки с универсальным и автоматическими слиттерами, профилирующим станциям вы не найдете ровным счетом ничего! Поиск в интернете позволит собрать разве что рекламный материал. Думаю, вы это и так знаете. Поэтому на основании технического минимума, который получится выудить из рекламных проспектов нужно выбрать нескольких поставщиков и затем поговорить с представителями. Причем, звать на переговоры нужно компетентных менеджеров поставщика. Разговор с рядовыми менеджерами пользы не принесет. Как правило, у нормального поставщика есть знающие люди – вот их и приглашайте. Поверьте, продавец с опытом никогда не станет вам втюхивать ненужные вещи. Положительный и отрицательный опыт поставок дает инженеру-продажнику осознание последствий любой неправды и недосказанности. Основная цель таких переговоров – уточнение реальных технических возможностей оборудования. В итоге, вы должны составить список необходимых станков, который будет отражать не и ваши желания, и реальную ситуацию.
И, наконец, выбор поставщика можно сделать на основании расчетов. Для этого определитесь с критериями расчета, присвойте каждому критерию коэффициент весомости, сведите все данные в таблицу – и все.
Например, установим следующие критерии выбора оборудования:
- цена
- срок поставки
- условия оплаты
- гарантия
- стоимость ТО (в год)
Критерии, как вы понимаете, могут быть любыми.
Затем, присвоим коэффициенты весомости. Обратите внимание, сумма коэффициентов должна быть равна 1.
- цена – 0,35 (наибольший приоритет*)
- срок поставки – 0,25
- условия оплаты – 0,25
- гарантия – 0,10
- стоимость ТО в год – 0,05 (наименьший приоритет)
Проверим: 0,35+0,25+0,25+0,10+0,05=1 (значит, все верно)
* коэффициент наибольшего приоритета не должен быть близок к 50%, иначе он будет слишком сильно влиять на результат.
Затем сведем полученные от участников данные в таблицу:
Участник 1 | Участник 2 | Участник 3 | Участник 4 | Участник 5 | |
цена | 12000 | 12500 | 11000 | 13000 | 11500 |
срок поставки | 12 | 13 | 10 | 9 | 10 |
условия оплаты | 50/50 | 40/60 | 50/50 | 30/70 | 50/50 |
гарантия | 12 | 18 | 12 | 24 | 18 |
стоимость ТО (в год) | 1 | 1,2 | 0,9 | 1,2 | 1 |
Вычислим баллы для каждого претендента по формуле:
1-(Хфакт – Хлучш)/ Хлучш
Где Хфакт – предложение участника, Хлучш – лучшее предложение. Выражение (Хфакт – Хлучш)=∆Х, то есть берется по модулю
Получим:
Участник 1 | Участник 2 | Участник 3 | Участник 4 | Участник 5 | |
цена | 0,9091 | 0,8636 | 1,000 | 0,8182 | 0,9545 |
срок поставки | 0,6667 | 0,5556 | 0,8889 | 1,000 | 0,8889 |
условия оплаты | 0,3333 | 0,6667 | 0,3333 | 1,000 | 0,3333 |
гарантия | 0,5000 | 0,7500 | 0,5000 | 1,000 | 0,7500 |
стоимость ТО (в год) | 0,8889 | 0,6667 | 1,000 | 0,6667 | 0,8889 |
И, наконец, умножим баллы на заявленные прежде коэффициенты весомости критериев.
Например, в ячейке цена/участник 1 считаем: 0,9091 х 0,35 = 0,3182
В итоге получим:
Участник 1 | Участник 2 | Участник 3 | Участник4 | Участник 5 | |
цена | 0,3182 | 0,3023 | 0,3500 | 0,2864 | 0,3341 |
срок поставки | 0,1667 | 0,1389 | 0,2222 | 0,2500 | 0,2222 |
условия оплаты | 0,0833 | 0,1667 | 0,0833 | 0,2500 | 0,0833 |
гарантия | 0,0500 | 0,0750 | 0,0500 | 0,1000 | 0,0750 |
стоимость ТО (в год) | 0,0444 | 0,0333 | 0,0500 | 0,0333 | 0,0444 |
ИТОГО | 0,6626 | 0,7162 | 0,7556 | 0,9197 | 0,7591 |
Победитель – Участник 4! Не так уж и сложно все, не так ли?
Такой способ выявления победителя нагляден, обоснован, не предвзят, лишен личностного отношения и может быть проверен в любой момент. Цифры не врут и мне это нравится в данном случае.
Удачных вам закупок.
При подготовке информации я использовал: 1. Лещинский Ю.А., Статья “Правила проведения тендеров и прямых закупок”, журнал «Станочный Парк», №11(120) 2014г.